道德经(俄文版)(21)ДАО ДЭ ЦЗИН Tao Te King

标签:
中国道教道德经俄文版黄信阳论道中和子哲学经典道学杂谈 |
分类: 道德真经与编著道书 |
38
Человек с высшим дэ не стремится делать добрые дела, поэтому
ондобродетелен; человек с низшим дэ не оставляет [намерения]
совершатьдобрые дела, поэтому он не добродетелен; человек с высшим
дэ бездеятелен иосуществляет недеяние; человек с низшим дэ
деятелен, и его действиянарочиты; обладающий высшим человеколюбием
действует, осуществляянедеяние; человек высшей справедливости
действует, и его действиянарочиты; человек, во всем соблюдающий
ритуал действует, [надеясь навзаимность]. Если он не встречает
взаимности, то он прибегает кнаказаниям.
Внешний вид - это цветок дао, начало невежества. Поэтому
[великийчеловек] берет существенное и оставляет ничтожное. Он берет
плод, иотбрасывает его цветок. Он предпочитает первое и
отказывается от второго.
39
Вот те, кто с давних времен находятся в единстве. Благодаря
единству,небо стало чистым, земля - незыблемой, дух - чутким,
долина - цветущей, иначали рождаться все существа. Благодаря
единству знать и государистановятся образцом в мире. Вот что
создает единство.
Если небо не чисто, оно разрушается; если земля зыбка,
онараскалывается; если дух не чуток, он исчезает; если долины не
цветут, онипревращаются в пустыню; если вещи не рождаются, они
исчезают; если знать игосудари не являются примером благородства,
они будут свергнуты.
Незнатные являются основой для знатных, а низкое - основанием
длявысокого. Поэтому знать и государи сами называют себя
"одинокими", "сирыми" и "несчастливыми". Это происходит оттого, что
они нерассматривают незнатных как свою основу. Это ложный путь.
Если разобратьколесницу, от нее ничего не останется. Нельзя считать
себя "драгоценным",как яшма, а нужно быть простым, как
камень.