ВИЗИТ КИТАЙСКИХ ПСИХОЛОГОВ В РГГУ
1 июня 2007 г. в Москву прибыла делегация психологов
изКитая, представляющих в этой стране школу Л.С.
Выготского.
В составе делегации:
проф. ГунХаожан -
Председатель ВсекитайскогоОбщества Выготского, глава Научного
Центра Выготского при Чжэцзянскомуниверситете;
Проф. ХуанСюланьчжоу -
главный секретарь ВсекитайскогоОбщества Выготского, сотрудник
Научного центра Выготского при Чжэцзянскомуниверситете;
проф. ЧжэнЛицзюнь -
профессор, заместительдиректора Ханчжоуского педагогического
университета, декан психологическогофакультета;
проф. ЧеньЮншэн -
профессор, заместительдиректора психологического института
Чжэцзянского педагогического университета;
Лян
Сюцзюань - старший
преподаватель, сотрудник Научного центра Выготскогопри Чжэцзянском
университете);
Чжоу
Мэйбо - сотрудник
Научного центра Выготского приЧжэцзянском университете.
4 июня стартовала рабочая программа визита нашихкитайских
коллег в Российский государственный гуманитарный университет.
Работа началасьсо встречи делегации с директором Института
психологии им. Л.С. Выготского
РГГУпроф. Е.Е.
Кравцовой. Во
встрече приняли участиепрофессора
Института В.Т.
Кудрявцев, Г.Г. Кравцов,А.Г. Жиляев, В.Н.
Лоскутов. Проф. Гун
Хаожан, патриарх
китайских
психологов-«выготчан»(ему
– 81 год) рассказал об истории создания и
деятельности ВсекитайскогоОбщества Выготского. На встрече
обсуждалась возможность налаживания связей этойорганизации с
Международным Обществом Л.С. Выготского (IVS
– International Vygotsky Society),
а также участия китайскойстороны
в YIII Международных
чтениях памятиЛ.С. Выготского «Неклассическая
теория игры», которые состоятся в Москве в15-17
ноября 2007 г.
В этот же день делегацию приняла проректор РГГУ
помеждународным связям
проф. И.В.Карапетянц. Беседа,
которую вели И.В.Карапетянц и завкафедрой теории и истории
психологии ИП им. Л.С. ВыготскогоВ.Т. Кудрявцев, затрагивала
широкий круг вопросов межуниверситетскогосотрудничества между
Россией и Китаем. И.В. Карапетянц отметила, что, визиткитайских
коллег в Год Китая в России является символичным. Начиная с 2005
г.,китайские университеты вошли в число ведущих партнеров РГГУ и
можноприветствовать, что теперь в это движение вливаются психологи.
Гун Хаожанподчеркнул, что построение ряда сегментов практики
китайского образования,прежде всего – дошкольного
образования, на основе культурно-исторической теорииЛ.С. Выготского
является одним из приоритетов его развития в современныхусловиях. В
лице коллектива ИП им. Л.С. Выготского РГГУ проф. Гун Хаожан
видитпотенциальных партнеров, которые могли бы содействовать этому
процессу. В.Т.Кудрявцев среди возможных направлений сотрудничества
между РГГУ и китайскимиуниверситетами особо выделил: кооперацию в
области апробации и внедрения развивающихобразовательных программ и
технологий, а также новых моделей индивидуального,семейного и
организационного консультирования; совместное
проведениекросскультурных исследований, подготовку специалистов в
магистратуре РГГУ поспециальности
«Культурно-историческая
психология». Данные направления нашлиотражение в
позднее подготовленных проектах договоров РГГУ с
Чжэцзянскимуниверситетом, Чжэцзянским педагогическим институтом и
Ханчжоускимпедагогическим университетом.
5 июня китайские гости посетили ДОУ 1589 (зав.
– М.А.
Кутилина), которое ведет своюэкспериментальную
работу в
рамках развивающегообразовательного
проекта
«Тропинки»
(рук. –
В.Т. Кудрявцев). Они не только побывали наряде занятий, в
частности, на занятии по художественному конструированию
(восп.– С.Н.
Понкратова, как и
М.А. Кутилина, членколлектива разработчиков проекта
«Тропинки»), но и получили
возможностьпопробовать себя этой увлекательной деятельности. Им
было предложено расписатьрусские народные игрушки. По-видимому,
сказался опыт иероглифического письма –гости
справились с решением задачи на высоком уровне.
Гун Хаожан и В.Т. Кудрявцев дали интервью
ТВ-каналу«Столица+», бригада
которого специально прибыла в ДОУ. Гун Хаожан отметил,
чтопроведенные занятия показали, насколько эффективна организация
педагогическогопроцесса на базе теории Л.С. Выготского, и высказал
пожелание использоватьпрограммно-методические разработки российских
ученых и практиков в китайскихдетских садах.
В тот же день гости ознакомились с работой
Центрапревентивной медицины
«Мебикс». Его руководитель
– завкафедрой пато- инейропсихологии ИП
психологии им. Л.С. Выготского А.Г. Жиляев ознакомил гостейс
уникальными методиками и аппаратурой, созданными и применяемыми в
Центре. Онипозволяют выявить психофизиологический ресурс человека,
который определяет егосопротивляемость тем или иным заболеваниям и
исходя и этого выработатьоптимальную линию лечения (если оно
необходимо). В этом и состоит смысл превентивноймедицины. Рассказ
А.Г. Жиляева вызвал живой интерес гостей, которые обратиливнимание
на близость предложенного подхода некоторым позициям
традиционнойкитайской медицины.
6 июня в ИП психологии им. Л.С. Выготского
состоялсяроссийско-китайский семинар «Образование
в духе теории Л.С. Выготского:перспективы России и
Китая». Открывая семинар, его ведущий В.Т.
Кудрявцевзаметил, что мировое научное сообщество, как и полвека
назад, делает упор наизучение, в лучшем случае –
на приложение идей Выготского к решению тех илииных
исследовательских проблем. Между тем, теория Выготского
«устроена» так,что понять ее
суть и смысл можно лишь, посильно участвуя в ее
развитии,«достраивании». К
детищу спинозиста Выготского максимально применима формулаСпинозы:
«Хочешь познать сущность вещи –
построй ее». Это, по мнению В.Т.Кудрявцева, и
должно стать приоритетом сотрудничества российских и
китайскихпсихологов. Е.Е. Кравцова подчеркнула, что
культурно-историческая концепция,как она сегодня разрабатывается в
Институте, предполагает выделение формобщения, характеризующих
специфику социальной ситуации развития применительно кего различным
этапам. Внутри этих форм общения человек осваивает
культурныесредства овладения самим собой. Это задает особую модель
преемственности разныхступеней образования, где на передний план
выступает личностная готовностьдетей, подростков, юношей и девушек
к обучению на каждой из них. Е.Е.Кравцоваподробно раскрыла роль
воображения в процессе
«самоовладения», способность
ккоторому, обнаруживая себя в своих порой неоднозначных
проявлениях, лежит воснове подобной готовности.
Гун Хаожан рассказал о непростой судьбе
«выготскианского»движения в
китайской психологии. До начала так называемой
«культурнойреволюции» китайские
психологи имели широкие контакты с советскими коллегами,включая
представителей школы Выготского. Труды Выготского переводились
ииздавались в Китае. В эпоху «культурной
революции», отмеченной окончательнымразрывом
китайско-советских отношений, этому был положен конец. Сам Гун
Хаожанподвергся репрессиям, а его обширный архив, посвященный
творчеству Выготского(70.000 иероглифов – это
значительная цифра), уничтожили. С первой половины80-х гг. в
китайском обществе начались демократические преобразования,
прежниезапреты остались в прошлом. Возобновился и интерес к
культурно-историческойтеории Выготского - одним из свидетельств
этого явилось учреждение в 90-х гг.Всекитайского Общества
Выготского. Однако со временем все резче сталаобозначаться
ориентация китайской психологии на западную, прежде всего
–американскую науку, которая сейчас доминирует.
Аналогичные тенденциинаблюдаются сейчас и в области китайского
образования. В массовой школе общееобразование, способное
обеспечить психическое развитие подрастающих поколений,уступает
место передаче знаний, умений и навыков, которые необходимы для
ихинтеграции в рыночное общество. Процесс этой передачи достаточно
жесткорегламентирован в организационном и методическом плане.
Зоной, относительносвободной от такой регламентации, в системе
китайского образования остается еедошкольная ступень (хотя и она во
многом адаптируется к требованиям школьногообразования
– одно из негативных следствий: вытеснение игры
обучением в детскихсадах). Учитывая это, Гун Хаожан предложил
ограничить поле для будущейсовместной экспериментальной работы
китайских и российских специалистовдошкольными
учреждениями.
Если бы в выступлении проф. Гуна Хаожана речь шла не
оКитае, а о России, отметил В.Т. Кудрявцев, многое из сказанного им
оказалось бысправедливо. Российская психология и образование также
переживают волнувестернизации, а культурно-историческую теорию едва
ли сегодня можно назватьмейнстримом. Однако отсюда не следует, что
«звездный час» Выготского
пришелсяна советские времена. Всем известна драматичная судьба Льва
Семеновича и егонаследия.
«Ренессанс» Выготского в 60-е -
80-е гг. состоялся благодаряактивности узкой группы ведущих
отечественных психологов, которые испытывалипостоянный прессинг со
стороны партийных чиновников. Именно чиновники пыталисьв 80-е гг.
«закрыть» эксперимент по
созданию системы РО - развивающегообразования (известной как
система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова), которая
витоге явила собой лучший образец реализации
культурно-исторического подхода всоциальной практике. Ныне эта
система признана на федеральном уровне иполностью подтвердила свою
конкурентоспособность: выпускники школ РО поступаютв лучшие вузы, а
затем находят престижную и высокооплачиваемую работу в Россиии за
рубежом. Вместе с тем ее теоретические установки сегодня не в
меньшейстепени расходятся с идеологией
вестернизированного «поп-образования»,
чем они когда-то
расходились сидеологией массовой советской школы.
Проф. ЧеньЮншэн на
экспериментальном материалепроследил связь феноменов религиозности
и духовности с такими психологическимихарактеристиками, как
активность и устойчивость. Он также наметил перспективыприменения
культурно-исторического подхода к анализу проблем психологии
религии.
Доц. кафедры теории и истории психологии Института им.Л.С.
Выготского А.В.
Сурмава обратил
внимание на необходимостьпродолжения исследования теоретических
проблем культурно-историческойпсихологии в рамках предстоящего
сотрудничества.
7 июня китайские коллеги посетили занятия со студентамиИП
им Л.С. Выготского, побывали в музее-кабинете Л.С. Выготского,
которыйрасположен в его помещении, а 8 июня отправились с
экскурсией вСанкт-Петербург. Возвратившись в Москву, 11 июня, в
день памяти Л.С. Выготского,они почтили ее у могилы ученого на
Новодевичьем кладбище.
После этого гости отправились в подмосковный
поселокВерхнее Мячково на встречу с дочерью Л.С.
Выготского Г.Л.
Выгодской. В ходе
беседы Гита Львовна поделилась воспоминаниямии малоизвестными
сведениями из биографии Льва Семеновича и ознакомила гостей
сархивными материалами.
12 июня делегация китайских психологов отбыла на
родину.
Организаторы визита благодарят за помощь студентов ИП
им.Л.С.
Выготского Дживэя Ван
Хао и Надежду
Попову.
К.Г. Владимиров
В ДОУ 1589. Слева направо: Е.Ю. Конычева
(воспитатель),В.Т.Кудрявцев, М.А.Кутилина (заведующая) с куклами,
подаренными китайскимигостями, Чень Юншэн, Гун Хаожан, Чжэн
Лицзюнь
Процесс творчества (художественная роспись по замыслу).
В.Т.Кудрявцев рисует гуашью портрет Лизы - Лян Сюцзюань в черпачке
деревяннойложки. Однако Лиза из
деликатности неответила ему тем же…
ВыступлениеЕ.Е. Кравцовой
ВыступлениеГуна Хаожана
В доме Выгодских – Кравцовых. Гита
Львовна: «Я
обожаюкукол!»
Г.Л. Выгодская знакомит Гуна Хаожана и Лян Сюцзюань
сархивными материалами
Г.Л. Выгодская – Гуну Хаожану:
«Сколько Вам лет? 81?Молодой
человек!..»
..........................
С сайта Центрального округа г. Москвы
(www.cao.mos.ru)
Китайская делегация посетила детскийсад в Центральном
округе
6 июня 2007 г. 12:01
В детском саду 1589 дети вместе со своим
воспитателемискали пиратский клад. Правда, карта была нарисована на
асфальте, сокровищаспрятаны недалеко от веранды. А за самими
кладоскателями наблюдал профессоркитайского университета. В рамках
работы Международной ассоциации дошкольногоразвивающего образования
детский сад посетила китайская делегация.
Сподробностями, Дмитрий
Барбаш.
Чтобы добраться до сокровищ, сначала ребятам нужно
решитьнесколько логических задач, например, перестроить домик
старого боцмана. Безэтого дорога к кладу закрыта.
Мария Саушкина,
педагог-психолог: "Это
комплексное развивающеезанятие, которое направлено на развитие
творческих способностей, творческогопотенциала детей. Здесь были
задачи на ориентирование на местности, налогическое
мышление".
Такие занятия здесь проходят постоянно. Этот детский
сад,как и множество других в 55 регионах России, участвует в
эксперименте"Тропинки", разработанном на базе Российского
государственногогуманитарного университета.
Владимир Кудрявцев, научный руководитель детского сада
1589 ЦАО г.
Москвы: "Мысчитаем,
что лучший путь развития ребенка в дошкольном учреждении
– эторазвитие детского воображения, причем в
разных видах деятельности".
По мнению создателей программы, в такой форме
могутпроходить и уроки физкультуры, и лепка, и даже математика.
Главное, чтобы этобыла игра. Иначе, считают авторы, у ребенка может
попросту исчезнуть желаниеучиться.
Мария Кутилина, заведующая детским садом 1589 ЦАО
г.Москвы: "Это
комплексная программапо всем направлениям нашей деятельности, это и
игровая программа, это изанятия, это и проекты, совместно с
детьми".
Иностранные делегации бывают здесь часто. На это занятиек
ребятам приехали гости из далекого Китая во главе с професором
Чжецзянскогоуниверситета, директором научного центра имени
известного русского психологаЛьва
Выготского Гун
Хаожан. В Китае тоже
сталиприсматриваются к этой системе.
Гун Хаожан,
профессор: "В Китае
больше обращают внимание на учебу, какговориться, с каждым годом
сумки становятся все тяжелее и
тяжелее. Я считаю, что это не
совсемправильно".
Китайским товарищам очень понравился эксперимент, и
напрощание они подарили детям игрушки, сиволизирующие вечную дружбу
международами. И заодно высказали желание увидеть мастер-класс
российских педагогову себя на родине.
Дмитрий Барбаш, Сергей Опарин,Телевидение Центрального
округа[/b]
Источник: ЦАО-ТВ
Визит китайских психологов в РГГУ » Сайт
Владимира Кудрявцева
https://tovievich.ru/book/meropriatiya/5701-vizit-kitayskih-psihologov-v-rggu.html
Визит китайских психологов в Москву »
Сайт Владимира Кудрявцева
https://tovievich.ru/news/974-vizit-kitayskih-psihologov-v-moskvu.html
ВИЗИТКИТАЙСКИХПСИХОЛОГОВВВИЗИТКИТАЙСКИХПСИХОЛ
ВИЗИТ КИТАЙСКИХ ПСИХОЛОГОВ В РГГУ
1 июня 2007 г. в Москву прибыла делегация психологов изКитая, представляющих в этой стране школу Л.С. Выготского.
В составе делегации:
проф. ГунХаожан - Председатель ВсекитайскогоОбщества Выготского, глава Научного Центра Выготского при Чжэцзянскомуниверситете;
Проф. ХуанСюланьчжоу - главный секретарь ВсекитайскогоОбщества Выготского, сотрудник Научного центра Выготского при Чжэцзянскомуниверситете;
проф. ЧжэнЛицзюнь - профессор, заместительдиректора Ханчжоуского педагогического университета, декан психологическогофакультета;
проф. ЧеньЮншэн - профессор, заместительдиректора психологического института Чжэцзянского педагогического университета;
Лян Сюцзюань - старший преподаватель, сотрудник Научного центра Выготскогопри Чжэцзянском университете);
Чжоу Мэйбо - сотрудник Научного центра Выготского приЧжэцзянском университете.
4 июня стартовала рабочая программа визита нашихкитайских коллег в Российский государственный гуманитарный университет. Работа началасьсо встречи делегации с директором Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУпроф. Е.Е. Кравцовой. Во встрече приняли участиепрофессора Института В.Т. Кудрявцев, Г.Г. Кравцов,А.Г. Жиляев, В.Н. Лоскутов. Проф. Гун Хаожан, патриарх китайских психологов-«выготчан»(ему – 81 год) рассказал об истории создания и деятельности ВсекитайскогоОбщества Выготского. На встрече обсуждалась возможность налаживания связей этойорганизации с Международным Обществом Л.С. Выготского (IVS – International Vygotsky Society), а также участия китайскойстороны в YIII Международных чтениях памятиЛ.С. Выготского «Неклассическая теория игры», которые состоятся в Москве в15-17 ноября 2007 г.
В этот же день делегацию приняла проректор РГГУ помеждународным связям проф. И.В.Карапетянц. Беседа, которую вели И.В.Карапетянц и завкафедрой теории и истории психологии ИП им. Л.С. ВыготскогоВ.Т. Кудрявцев, затрагивала широкий круг вопросов межуниверситетскогосотрудничества между Россией и Китаем. И.В. Карапетянц отметила, что, визиткитайских коллег в Год Китая в России является символичным. Начиная с 2005 г.,китайские университеты вошли в число ведущих партнеров РГГУ и можноприветствовать, что теперь в это движение вливаются психологи. Гун Хаожанподчеркнул, что построение ряда сегментов практики китайского образования,прежде всего – дошкольного образования, на основе культурно-исторической теорииЛ.С. Выготского является одним из приоритетов его развития в современныхусловиях. В лице коллектива ИП им. Л.С. Выготского РГГУ проф. Гун Хаожан видитпотенциальных партнеров, которые могли бы содействовать этому процессу. В.Т.Кудрявцев среди возможных направлений сотрудничества между РГГУ и китайскимиуниверситетами особо выделил: кооперацию в области апробации и внедрения развивающихобразовательных программ и технологий, а также новых моделей индивидуального,семейного и организационного консультирования; совместное проведениекросскультурных исследований, подготовку специалистов в магистратуре РГГУ поспециальности «Культурно-историческая психология». Данные направления нашлиотражение в позднее подготовленных проектах договоров РГГУ с Чжэцзянскимуниверситетом, Чжэцзянским педагогическим институтом и Ханчжоускимпедагогическим университетом.
5 июня китайские гости посетили ДОУ 1589 (зав. – М.А. Кутилина), которое ведет своюэкспериментальную работу в рамках развивающегообразовательного проекта «Тропинки»
(рук. – В.Т. Кудрявцев). Они не только побывали наряде занятий, в частности, на занятии по художественному конструированию (восп.– С.Н. Понкратова, как и М.А. Кутилина, членколлектива разработчиков проекта «Тропинки»), но и получили возможностьпопробовать себя этой увлекательной деятельности. Им было предложено расписатьрусские народные игрушки. По-видимому, сказался опыт иероглифического письма –гости справились с решением задачи на высоком уровне.
Гун Хаожан и В.Т. Кудрявцев дали интервью ТВ-каналу«Столица+», бригада которого специально прибыла в ДОУ. Гун Хаожан отметил, чтопроведенные занятия показали, насколько эффективна организация педагогическогопроцесса на базе теории Л.С. Выготского, и высказал пожелание использоватьпрограммно-методические разработки российских ученых и практиков в китайскихдетских садах.
В тот же день гости ознакомились с работой Центрапревентивной медицины «Мебикс». Его руководитель – завкафедрой пато- инейропсихологии ИП психологии им. Л.С. Выготского А.Г. Жиляев ознакомил гостейс уникальными методиками и аппаратурой, созданными и применяемыми в Центре. Онипозволяют выявить психофизиологический ресурс человека, который определяет егосопротивляемость тем или иным заболеваниям и исходя и этого выработатьоптимальную линию лечения (если оно необходимо). В этом и состоит смысл превентивноймедицины. Рассказ А.Г. Жиляева вызвал живой интерес гостей, которые обратиливнимание на близость предложенного подхода некоторым позициям традиционнойкитайской медицины.
6 июня в ИП психологии им. Л.С. Выготского состоялсяроссийско-китайский семинар «Образование в духе теории Л.С. Выготского:перспективы России и Китая». Открывая семинар, его ведущий В.Т. Кудрявцевзаметил, что мировое научное сообщество, как и полвека назад, делает упор наизучение, в лучшем случае – на приложение идей Выготского к решению тех илииных исследовательских проблем. Между тем, теория Выготского «устроена» так,что понять ее суть и смысл можно лишь, посильно участвуя в ее развитии,«достраивании». К детищу спинозиста Выготского максимально применима формулаСпинозы: «Хочешь познать сущность вещи – построй ее». Это, по мнению В.Т.Кудрявцева, и должно стать приоритетом сотрудничества российских и китайскихпсихологов. Е.Е. Кравцова подчеркнула, что культурно-историческая концепция,как она сегодня разрабатывается в Институте, предполагает выделение формобщения, характеризующих специфику социальной ситуации развития применительно кего различным этапам. Внутри этих форм общения человек осваивает культурныесредства овладения самим собой. Это задает особую модель преемственности разныхступеней образования, где на передний план выступает личностная готовностьдетей, подростков, юношей и девушек к обучению на каждой из них. Е.Е.Кравцоваподробно раскрыла роль воображения в процессе «самоовладения», способность ккоторому, обнаруживая себя в своих порой неоднозначных проявлениях, лежит воснове подобной готовности.
Гун Хаожан рассказал о непростой судьбе «выготскианского»движения в китайской психологии. До начала так называемой «культурнойреволюции» китайские психологи имели широкие контакты с советскими коллегами,включая представителей школы Выготского. Труды Выготского переводились ииздавались в Китае. В эпоху «культурной революции», отмеченной окончательнымразрывом китайско-советских отношений, этому был положен конец. Сам Гун Хаожанподвергся репрессиям, а его обширный архив, посвященный творчеству Выготского(70.000 иероглифов – это значительная цифра), уничтожили. С первой половины80-х гг. в китайском обществе начались демократические преобразования, прежниезапреты остались в прошлом. Возобновился и интерес к культурно-историческойтеории Выготского - одним из свидетельств этого явилось учреждение в 90-х гг.Всекитайского Общества Выготского. Однако со временем все резче сталаобозначаться ориентация китайской психологии на западную, прежде всего –американскую науку, которая сейчас доминирует. Аналогичные тенденциинаблюдаются сейчас и в области китайского образования. В массовой школе общееобразование, способное обеспечить психическое развитие подрастающих поколений,уступает место передаче знаний, умений и навыков, которые необходимы для ихинтеграции в рыночное общество. Процесс этой передачи достаточно жесткорегламентирован в организационном и методическом плане. Зоной, относительносвободной от такой регламентации, в системе китайского образования остается еедошкольная ступень (хотя и она во многом адаптируется к требованиям школьногообразования – одно из негативных следствий: вытеснение игры обучением в детскихсадах). Учитывая это, Гун Хаожан предложил ограничить поле для будущейсовместной экспериментальной работы китайских и российских специалистовдошкольными учреждениями.
Если бы в выступлении проф. Гуна Хаожана речь шла не оКитае, а о России, отметил В.Т. Кудрявцев, многое из сказанного им оказалось бысправедливо. Российская психология и образование также переживают волнувестернизации, а культурно-историческую теорию едва ли сегодня можно назватьмейнстримом. Однако отсюда не следует, что «звездный час» Выготского пришелсяна советские времена. Всем известна драматичная судьба Льва Семеновича и егонаследия. «Ренессанс» Выготского в 60-е - 80-е гг. состоялся благодаряактивности узкой группы ведущих отечественных психологов, которые испытывалипостоянный прессинг со стороны партийных чиновников. Именно чиновники пыталисьв 80-е гг. «закрыть» эксперимент по созданию системы РО - развивающегообразования (известной как система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова), которая витоге явила собой лучший образец реализации культурно-исторического подхода всоциальной практике. Ныне эта система признана на федеральном уровне иполностью подтвердила свою конкурентоспособность: выпускники школ РО поступаютв лучшие вузы, а затем находят престижную и высокооплачиваемую работу в Россиии за рубежом. Вместе с тем ее теоретические установки сегодня не в меньшейстепени расходятся с идеологией вестернизированного «поп-образования»,
чем они когда-то расходились сидеологией массовой советской школы.
Проф. ЧеньЮншэн на экспериментальном материалепроследил связь феноменов религиозности и духовности с такими психологическимихарактеристиками, как активность и устойчивость. Он также наметил перспективыприменения культурно-исторического подхода к анализу проблем психологии религии.
Доц. кафедры теории и истории психологии Института им.Л.С. Выготского А.В. Сурмава обратил внимание на необходимостьпродолжения исследования теоретических проблем культурно-историческойпсихологии в рамках предстоящего сотрудничества.
7 июня китайские коллеги посетили занятия со студентамиИП им Л.С. Выготского, побывали в музее-кабинете Л.С. Выготского, которыйрасположен в его помещении, а 8 июня отправились с экскурсией вСанкт-Петербург. Возвратившись в Москву, 11 июня, в день памяти Л.С. Выготского,они почтили ее у могилы ученого на Новодевичьем кладбище.
После этого гости отправились в подмосковный поселокВерхнее Мячково на встречу с дочерью Л.С. Выготского Г.Л. Выгодской. В ходе беседы Гита Львовна поделилась воспоминаниямии малоизвестными сведениями из биографии Льва Семеновича и ознакомила гостей сархивными материалами.
12 июня делегация китайских психологов отбыла на родину.
Организаторы визита благодарят за помощь студентов ИП им.Л.С. Выготского Дживэя Ван Хао и Надежду Попову.
К.Г. Владимиров
В ДОУ 1589. Слева направо: Е.Ю. Конычева (воспитатель),В.Т.Кудрявцев, М.А.Кутилина (заведующая) с куклами, подаренными китайскимигостями, Чень Юншэн, Гун Хаожан, Чжэн Лицзюнь
Процесс творчества (художественная роспись по замыслу). В.Т.Кудрявцев рисует гуашью портрет Лизы - Лян Сюцзюань в черпачке деревяннойложки. Однако Лиза из деликатности неответила ему тем же…
ВыступлениеЕ.Е. Кравцовой
ВыступлениеГуна Хаожана
В доме Выгодских – Кравцовых. Гита Львовна: «Я обожаюкукол!»
Г.Л. Выгодская знакомит Гуна Хаожана и Лян Сюцзюань сархивными материалами
Г.Л. Выгодская – Гуну Хаожану: «Сколько Вам лет? 81?Молодой человек!..»
..........................
С сайта Центрального округа г. Москвы (www.cao.mos.ru)
Китайская делегация посетила детскийсад в Центральном округе
6 июня 2007 г. 12:01
В детском саду 1589 дети вместе со своим воспитателемискали пиратский клад. Правда, карта была нарисована на асфальте, сокровищаспрятаны недалеко от веранды. А за самими кладоскателями наблюдал профессоркитайского университета. В рамках работы Международной ассоциации дошкольногоразвивающего образования детский сад посетила китайская делегация. Сподробностями, Дмитрий Барбаш.
Чтобы добраться до сокровищ, сначала ребятам нужно решитьнесколько логических задач, например, перестроить домик старого боцмана. Безэтого дорога к кладу закрыта.
Мария Саушкина, педагог-психолог: "Это комплексное развивающеезанятие, которое направлено на развитие творческих способностей, творческогопотенциала детей. Здесь были задачи на ориентирование на местности, налогическое мышление".
Такие занятия здесь проходят постоянно. Этот детский сад,как и множество других в 55 регионах России, участвует в эксперименте"Тропинки", разработанном на базе Российского государственногогуманитарного университета.
Владимир Кудрявцев, научный руководитель детского сада 1589 ЦАО г. Москвы: "Мысчитаем, что лучший путь развития ребенка в дошкольном учреждении – эторазвитие детского воображения, причем в разных видах деятельности".
По мнению создателей программы, в такой форме могутпроходить и уроки физкультуры, и лепка, и даже математика. Главное, чтобы этобыла игра. Иначе, считают авторы, у ребенка может попросту исчезнуть желаниеучиться.
Мария Кутилина, заведующая детским садом 1589 ЦАО г.Москвы: "Это комплексная программапо всем направлениям нашей деятельности, это и игровая программа, это изанятия, это и проекты, совместно с детьми".
Иностранные делегации бывают здесь часто. На это занятиек ребятам приехали гости из далекого Китая во главе с професором Чжецзянскогоуниверситета, директором научного центра имени известного русского психологаЛьва Выготского Гун Хаожан. В Китае тоже сталиприсматриваются к этой системе.
Гун Хаожан, профессор: "В Китае больше обращают внимание на учебу, какговориться, с каждым годом сумки становятся все тяжелее и тяжелее. Я считаю, что это не совсемправильно".
Китайским товарищам очень понравился эксперимент, и напрощание они подарили детям игрушки, сиволизирующие вечную дружбу международами. И заодно высказали желание увидеть мастер-класс российских педагогову себя на родине.
Дмитрий Барбаш, Сергей Опарин,Телевидение Центрального округа[/b]
Источник: ЦАО-ТВ
Визит китайских психологов в РГГУ » Сайт Владимира Кудрявцева https://tovievich.ru/book/meropriatiya/5701-vizit-kitayskih-psihologov-v-rggu.html
Визит китайских психологов в Москву » Сайт Владимира Кудрявцева https://tovievich.ru/news/974-vizit-kitayskih-psihologov-v-moskvu.html